Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
Железнодорожная отрасль в цифрах

В Казахстане вышла аналитическая работа по оценке госполитики в железнодорожном транспорте, редакция Ассоциации ее внимательно изучила и рекомендует к ознакомлению.

Для удобства составили краткий обзор содержания, по нашему мнению, который в проекции интересов предпринимателей в транспортной отрасли, грузовых ж/д перевозчиков и потребителей ж/д отрасли.

Цифры
1. Железнодорожная инфраструктура
В структуре основных средств КТЖ:  транспортные средства — 1,27 трлн тенге (39,11%);  инфраструктура ж/д путей — 1,29 трлн тенге (39,84%); общая стоимость активов — 3,24 трлн тенге .
2. Покрытие железнодорожной сетью: Из 170 районов в Казахстане 50 не имеют ж/д станций вообще; 100 не имеют станции в районных центрах.
3. Экспорт и транспорт
Экспорт по 10 ключевым категориям ж/д-грузов (злаки, руды, металлы и др.) — $21,3 млрд или 27% от всего экспорта Казахстана в 2023 году.
4. Торговля и связь с транспортом
В 23 районах без ж/д станций объем оптовой торговли на душу населения: в 43 раза ниже, чем в среднем по стране(охват: 489 тыс. человек).
5. Доступность складов
В Мангистауской области: 1 484,4 тыс. кв. м складских площадей, но лишь 380 тыс. кв. м используется ежегодно.
6. Доля транспорта в экономике.

Например, в оптовой торговле: 7,8% стоимости услуг — логистика и сухопутный транспорт.

Что мы посчитали важным в данном исследовании, формулирующим госполитику на рельсах.

1. Сначала реформы — потом снова реформы
За 20 лет — десятки программ. Но: одни отменяются досрочно, другие противоречат друг другу, стратегия — плавает
2. КТЖ в качестве регулятора и игрока

Госкомпания остаётся центром всего: инфраструктура, перевозки, инвестиции. Но при этом: отсутствует полноценная конкуренция; частные операторы — на обочине; рынок закрыт и непредсказуем
3. Где инфраструктура — а где люди: 50 районов страны — без ж/д станции вообще; в 23 районах объём торговли — в 43 раза ниже, чем в среднем; логистика — это не просто перевозки, это экономическая доступность

Что делать? Разделить функции: КТЖ ≠ регулятор; сделать политику логичной и преемственной; включить рынок и регионы в разговор при обсуждении реформ.

P.S. Авторы исследования: Кадиров Бахытбек и Ергалиев Талгат.

Ну и в завершении вопросы нашим подписчикам:

Чувствуете ли вы на практике, что рынок ж/д перевозок закрыт для частных игроков?

Как вы считаете: стоит ли КТЖ разделить на инфраструктуру и перевозки? Или это ослабит систему?

Ваш район — есть ли там станция? Насколько логистика влияет на развитие региона?

Сталкивались ли вы с бюрократией при доступе к магистральной сети? Как это решали?

Какие реформы в ж/д сфере действительно сработали за последние 10 лет? А какие — нет?

@arfckz — здесь разбираем реформы. Без скуки.